Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан

Урал Искандаров: переход на газомоторное топливо положительно скажется на экологии

18 Июня 2020
35
0

Автомобильный транспорт играет огромную роль в современной жизни людей, обеспечивая комфортное и мобильное перемещение. Наряду с неоспоримыми преимуществами, он является одним из главных факторов шумового и атмосферного загрязнения: ежегодно с отработавшими газами в атмосферу поступают вредные вещества, а дорожная сеть, особенно вблизи городских агломераций, «съедает» ценные сельскохозяйственные земли и зеленые насаждения. О том, какие меры предпринимаются и можно ли применить альтернативные виды топлива для улучшения атмосферного воздуха в республике, рассказал министр природопользования и экологии Республики Башкортостан Урал Искандаров.

1. Урал Салаватович, проблема загрязнения воздуха выбросами автомобильного транспорта актуальна для многих городов России. Как обстоят дела у нас?

- Да, действительно, наша республика не исключение. Ведь все мы знаем, что главной задачей при решении проблемы негативного влияния автотранспорта на атмосферный воздух является сокращение объемов и снижение уровня токсичности отработанных газов.

Отмечу, что выхлопные газы автомобилей концентрируются в атмосфере на уровне дыхания человека, что еще более усиливает их опасность для здоровья населения.

Данная проблема уже на протяжении многих лет решается переходом на альтернативные виды топлива, а именно на доступный компримированный и сжиженный природный газ.

Газ является реальной альтернативой нефтяному топливу на ближайшую перспективу. Его применение обеспечит значительное снижение выбросов окиси углерода, углеводородов, окислов азота и твердых частиц.

Не менее важным в текущее время является решение вопроса снижения расходов на топливо. Падение мировых цен на нефть не вызывает заметного снижения цен на автозаправках. Электромобили пока очень дороги, и основным конкурентом жидкому топливу все-таки является газ.

2. Перечислите, пожалуйста, очевидные преимущества перехода автотранспорта на более экологичный вид топлива.

- При переходе транспортных предприятий на газовое топливо достигается не только экологический эффект, но и увеличивается экономия топлива: сегодня кубометр компримированного природного газа (КПГ) в три раза дешевле литра дизтоплива и бензина. По расчетам специалистов КАМАЗа, для автовладельца выгода от перевода на природный газ одного грузовика при пробеге в 100 тысяч километров составляет в среднем (в зависимости от загрузки) до 700 тысяч рублей в год. Для парков общественного транспорта, таксомоторных компаний эффект будет чуть ниже, но все же ощутимым. Даже частный автовладелец может оценить все преимущества, переоборудовав автомобиль на КПГ, при пробеге в 20 тысяч км окупит затраты за год, а дальше начнется чистая - во всех смыслах этого слова - экономия.

3. Башкортостан по итогам прошлого года вошел в пятерку регионов по объемам потребления КПГ в качестве моторного топлива вместе с Краснодарским и Ставропольским краем, Республикой Татарстан, Ростовской областью. Расскажите, как развивается ситуация?

- Сегодня в республике сложилась позитивная тенденция к увеличению количества автотранспорта, использующего газ в качестве моторного топлива. Начиная с 2012 года ГУП «Башавтотранс» осуществляется перевод подвижного состава на компримированный природный газ.

В настоящее время в регионе более 4500 единиц автомобильной техники работает на компримированном природном газе. Этот показатель ежегодно растёт, и в ближайшей перспективе в отдельных регионах должен составить до 30-50 % от общего числа эксплуатируемых транспортных средств.

Также на территории республики функционирует 18 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) группы Газпром, из которых 15 осуществляют коммерческую реализацию газомоторного топлива. Станции расположены в городах Уфа, Салават, Стерлитамак, Октябрьский, Дюртюли, Мелеуз, Кумертау, Сибай, а также в п. Кармаскалы. Во многих городах республики (Уфа, Нефтекамск, Давлеканово, Туймазы, Октябрьский, Стерлитамак и др.) созданы технические центры по переоборудованию транспорта для работы на газовом топливе. Развивается направление по освидетельствованию газовых баллонов. Все это говорит об обеспеченности республики необходимой инфраструктурой для бесперебойного снабжения газовым топливом автомобильного транспорта.

На протяжении последних нескольких лет в Башкортостане реализуется комплекс мероприятий по развитию газозаправочной инфраструктуры, формированию разветвлённой сети АГНКС и расширению газобаллонного автомобильного парка. Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 28 декабря 2017 года № 1367-р утверждена Приоритетная региональная программа «Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Башкортостан», предусматривающая строительство на территории РБ 13 АГНКС. Три из запланированных АГНКС уже введены в эксплуатацию, по оставшимся ведется работа на различных уровнях. Также программой предусмотрено приобретение за счет средств республики 1275 автотранспортных средств, работающих на газомоторном топливе.

В рамках реализации этой программы единым оператором ПАО «Газпром» по развитию использования компримированного природного газа в качестве топлива – ООО «Газпром газомоторное топливо», в период с 2015 по 2019 год выполнена реконструкция двух существующих АГНКС в Уфе, строительство 4 новых АГНКС (3 в Уфе, 1 в Сибае). В текущем году предусмотрено строительство и ввод в эксплуатацию АГНКС в Нефтекамске, на 2021 год – строительство АГНКС в п. Кармаскалы на участке автодороги Уфа-Инзер-Белорецк и в Дюртюли на участке автодороги Дюртюли-Нефтекамск.

Постепенно в строительство на территории республики АГНКС включаются частные инвесторы, чему способствуют применяемые на федеральном и региональном уровне меры стимулирования в виде выделяемых субсидий организациям, осуществляющим строительство объектов газозаправочной инфраструктуры.

4. Как в республике стимулируется спрос на природный газ в качестве моторного топлива?

Законодательством республики предусмотрена 50-процентная льгота от действующих ставок транспортного налога физическим и юридическим лицам на каждое транспортное средство, работающее на природном газе.

В ближайшее время вступает в силу федеральный закон, позволяющий получить субсидии в размере до 1/3 стоимости устанавливаемого на автомобиль газобаллонного оборудования, как для физических, так и для юридических лиц.

Помимо этого, единым оператором ООО «Газпром газомоторное топливо» применяется широкая линейка корпоративных программ, предоставляющих ряд преференций и скидок при переводе автотранспортных средств на природный газ в партнерских центрах компании по переоборудованию.

Стоит отметить, что сегодня все эксперты однозначно сошлись во мнении, что использование природного газа в качестве моторного топлива имеют неоспоримые преимущества с точки зрения чистоты выбросов и влияния на окружающую среду. Для каждого жителя республики, учитывая имеющийся комплекс стимулирующих мер, это реальная возможность улучшить экологическую ситуацию.

Каждый человек должен помнить, что атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, от которого зависит здоровье людей. И от того, в каком виде мы сохраним природу, зависит здоровье наших детей и внуков.